Let's Create

Hello and Welcome.

More Info →

Let's Create

Hello and Welcome.

More Info →

общественная   организация

Поиск

Вход | Регистрация



Забыли пароль? | Забыли логин? | Регистрация

Календарь

Русские былинные богатыри

http://www.rusedu.ru/slides/file_20110902235300.swf   В рисунках и пояснениях

 

Боевая магия русского богатырства

Нестеров Андрей Николаевич

http://zhurnal.lib.ru/n/nesterow_andrej_nikolaewich/boewajamagija.shtml

Как увидели они да чудо чудное,

Чудо чудное, да диво дивное...

Богатыри о которых красочно повествуется в русских былинах не просто физически крепкие и сильные люди, а люди обладающие магическими навыками, о которых сейчас бы сказали как о носителях экстрасенсорных способностей.

Полагаю здесь уместно рассмотреть вопрос боевой магии русских богатырей. Что включает себя это понятие: заклинания-обереги, оружие, различные предметы домашней утвари, различные животные ( сокол, волк, тур).

Особое значение здесь имеет поклонение божествам, если в дохристианском цикле это свод славянских богов представляемых в виде сакральных животных (недаром так популярен сокол как священная птица-вестник Перуна), то в киевском цикле былин это Спас либо Троица (Бог-отец, Бог-сын и Дух святой). Но обращение к высшей силе всегда лаконично и однозначно. Воинская стезя богатырей сурова, обособлена характером профессионального воина, за малым исключением, например Микула Селянинович, все богатыри заняты ратным делом. Но природа русского богатырства всегда позитивна - он живет ради защиты слабого и старого, ради родной сторонушки.

Тут конечно стоит подчеркнуть, что наставниками этой магии и носителями сакрального знания выступали калики ‘перехожие-переброжие’, странствующие духовные учителя, сказители и знахари. За невзрачным видом калик кроется огромная сила:

‘ Скричат калики зычным голосом, -

С теремов верхи повалилися,

А с горниц охлупья попадали,

А в погребах питья сколыбалися’.

И среди калик есть свои особые богатыри:

‘ Выходила калика перехожая,

Перехожая калика переезжая.

У калики костыль дорог рыбий зуб,

Дорог рыбий зуб да в девяносто пуд.

О костыль калика подпирается,

Высоко калика поднимается,

Как повыше лесу да стоячего…’

Прежде ими служили волхвы, но после принятия киевской знатью православия - они (трансформировались ?) в калик- появились  старцы калики.

Самый известный пример это обретение силы Ильей Муромцем, когда калики с помощью внушения и магического зелья ‘питьица медвяного’ возвращают Илье здоровье и предсказывают ему обретение богатырской силы и славное будущее великого воина-защитника Земли Русской. Тут не обходится без магического заговора - целой программы действия с кем дружить, с кем воевать, особое место занимает заговор-предсказание о коне богатырском ‘ Доставай, Илья, коня себе богатырского, выходи в раздольице чисто поле, покупай первого жеребчика, станови его в срубе на три месяца, корми его пшеном белояровым, а пройдет поры-времени три месяца, ты по три ночи жеребчика в саду поваживай и в три росы жеребчика выкатывай, подводи его к тыну ко высокому: как станет жеребчик через тын перескакивать, и в ту сторону, и в другую сторону, поезжай на нем, куда хочешь, будет носить тебя. Тут калики потерялися’. То есть, как сказали бы сейчас дематериализовались, когда необходимое сакральное знание было передано по назначению - избранному.

Богатырский конь тоже непрост, он подстать своему хозяину и порой дает советы человеческим голосом, либо ударом копыта о сыру землю.

Обряд посвящения в богатырство и передача особой воинской традиции осуществляется непосредственно от богатыря к богатырю. Хотя обладание огромной магической силой не всегда приносит счастье, как в случае со Святогором, который был вынужден жить отшельником, чтобы не принести огромных разрушений людям и умирая должен был передать знания ученику, как часто поступают колдуны дни которых сочтены на этом свете.

‘- Наклонись ко гробу, ко маленькой щелочке, я дохну на тебя духом богатырским.

Как наклонился Илья и дохнул на него Святогор богатырь своим духом богатырским: почуял Илья, что силы в нем против прежнего прибавилось втрое, поднял он меч-кладенец…’

Тут и передача магической силы и обретение магического оружия, молодцу все к лицу. О холодном оружии следует сказать отдельно, мечи или ножи всегда были окружены магическими представлениями, железо само по себе считалось мощным оберегом, а уж изделия из булата были страшны и для вражеского колдуна, недаром часто упоминается что богатырь лишает жизни такого противника ‘ножичком булатным’.

Но если Илья Муромец богатырь в традиционной ратной стилистике, то Волх Всеславович богатырь-маг в полном смысле этого слова, он мудрый кудесник и знахарь, обладающий способностью ‘обвертываться’ в сокола, волка, тура, муравья и т.п.

 

‘ Втапоры поучился Волх ко премудростям:

А и в первой мудрости учился -

Обвертываться ясным соколом,

Ко другой-то мудрости учился он, Волх, -

Обвертываться серым волком.

Ко третьей-то мудрости учился Волх -

Обвертываться гнедым туром - золотые рога’.

 

Разумеют богатыри и много других премудростей, например Вольга с пяти годков обучается хитростям-премудростям, знанию всяких ‘языков разныих’: птиц и зверей.

Кроме подобных способностей богатыри владеют и силой Матери-земли, как Микула:

 

‘ С края в край бороздки пометывает,

В край уедет - другого невидать,

То коренья-каменья вывертывает

Да великия он каменья вси в борозду валит’.

Богатырские военные союзы это своего рода сложение различных магических навыков в единое целое с одной единственной целью ограждения Руси от набегов поганых.

 

‘ Вы й седлайте-тка коней богатырских,

Да й поедемте в раздольице в чисто поле,

Постоимте за веруй й стольний Киев-град’

Здесь Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич, а также Залешанин, Елизаныч, Сухан Доментьянович, Белая Палица, Чурило Пленкович как олицетворение могучей заставы богатырской способной обратить в бегство рати ‘языц незнаемых’.

Магические силы помогают богатырям биться с врагом как на этом свете так и на том, настигать и уничтожать зло и в параллельной реальности - бой со Змеем Огнедышащим на Калин-мосту или переход через огненную речку Смородинку. Ради торжества справедливости для русского богатыря нет ничего невозможного.

Существовал и особый ритуал отъезда богатыря на брань-войну который соблюдал каждый герой, как например Добрыня Никитич:

 

‘ Он к коню приближается,

На четыре стороны он поклоняется:

- Ай же ты, мой добрый конь,

Ретивой ли Бурушка, косматый мой,

Ты служи мне верой-правдою, А в свободно времечко - утехою!’

Затем следует прощание с семьей:

‘ Тут в свой дом он ворочается,

Господу чтоб богу помолитися,

На четыре стороны родным поклонитися’

 

Стоит упомянуть и женщин-богатырш, боевых подруг и жен славных воинов ‘поляницыщи удалыя’ Златогорка, Горынинка или Савишна, неустрашимая Авдотья Рязаночка, которые часто приходили на помощь в трудных ситуациях.

Здесь интересен обряд ‘добывания невест’, ибо женами богатырей могут быть только ровня по силе и стати, как невеста богатыря Дуная Настасья Королевична.

 

‘ А скакала на кони богатырскоем

Да пославну раздолью чисту полю’.

‘Кто мене побьет во чистом поле,

За того мне, девице замуж идти’.

 

Или знаменитая Василиса Микулишна которая выручает своего мужа Ставра Годиновича из ‘погребов глубоких’.

Особой магией пользовался богатырь Садко, обладатель заветных гуслей-самогудов. Который своей игрой мог воздействовать на водную стихию и ее обитателей:

 

‘А и как начал играть Садко во гусли

во яровчаты,

А как начал плясать царь Морской теперь

В синем море’.

 

Замечателен и такой факт, что даже будучи во хмелю богатырь русский не менее страшен для врага, если не более. Как например любимый герой голи кабацкой Васильюшко упьянсливой:

 

‘Размахалась у Василья ручка правая,

Распиналась у Василья ножка резвая,

Куды рученькой махнет - туды улица,

Куды ноженькой пихнет - переулочек’.

 

Даже смерть богатыря всегда необычна, овеяна ореолом устрашающей таинственности, которой сам герой бросает вызов, как поступил Василий Буслаевич перескочив ‘сер горюч камень’:

 

‘ Скочил-то Василий назад пятьми,

Задел он ногой правою,

Пал-то на леву рук,

Обломилась у него рука белая,

Пал на сер горюч камень,

Разломил-то себе буйну голову’.

 

Весь смысл боевой магии соответствует главному назначению древнерусских богатырей - идти по предначертанным путям, защищая людей и устанавливая мир и спокойствие, иногда даже жертвуя собственной жизнью.

18.04.2008

 

Библиография:

Былины, М, 1991

Путилов Б.. Застава богатырская, Л, 1990

Платов А. Магические искусства Древней Европы, М, 2002

   ---------------------------------------------------------------------

 

"ЧТО ЗНАЧИТ РУССКИЙ БОЙ УДАЛЫЙ…

http://www.ruspred.ru/arh/06/41rr.html

 

Стране вновь нужна мобилизационная культура

Всякий раз, когда вражеские полчища шли на русскую землю, агрессорам приходилось иметь дело не только с регулярными войсками, но и с вооруженным народом, встававшим на защиту Отечества. Народная война всегда была "фирменным ответом" России на действия поработителей, и сила сопротивления со стороны простых людей часто становилась настоящим потрясением для захватчиков. Кто-то видел в этом проявление "загадочной русской души", кто-то обвинял наших предков в "варварстве" и нежелании вести войну "цивилизованными методами". Знаменитый "русский характер", конечно, играл здесь важную роль, однако причина не только в нем. Загадка, мучившая иноземцев, имеет и разгадку: на Руси издавна существовала своеобразная система рукопашных состязаний, имевшая в народной жизни примерно то же значение, что и комплекс ГТО в советское время. И народ-воин, способный быстро подняться на защиту родной земли в дни тяжелейших исторических испытаний, не в последнюю очередь сформировался именно благодаря этой системе.

НА ВРАГА -- ВСЕМ МИРОМ

Вплоть до конца XVIII века большая часть русских земель находилась под угрозой вторжения кочевых орд, разорявших наши селенья и уводивших в плен тысячи людей. Мирные крестьяне, особенно те, кто жил вблизи Засечного рубежа (сети оборонительных укреплений, постепенно отодвигавшихся на юг), в дни вторжений часто были вынуждены полагаться лишь на себя. Нужно было суметь защитить свою семью и общину до подхода регулярных войск, что, в свою очередь, трудно сделать без навыков коллективной самообороны. Так в течение столетий "во глубине России" сложилась и народная воинская традиция, развивавшаяся параллельно с высокой воинской культурой -- дружинной, дворянской, офицерской.

По свидетельству историков, в давние времена ни один народный праздник не обходился без состязательных схваток. В записках австрийского дипломата Герберштейна, посетившего Москву в 1517 году, говорится о том, что на Руси была распространена система соревнований, в которых "молодые люди, споря друг с другом о победе, стараются каким бы то ни было образом повалить друг друга. Кто побеждает большее число противников, считается победителем".

Конечно, прежде всего следует упомянуть стеношный бой. Как правило, русский кулачный бой до сих пор ассоциируется именно со "стенкой", где победа зависит от слаженных действий всего коллектива. Стеношный бой, или бой "стенка на стенку", -- это уникальная форма состязаний. Он мог пользоваться особой популярностью, пожалуй, исключительно лишь в России. В нем сфокусировалась вся философия традиционной русской общины -- доминирование "мы" над "я", коллективизм, императив взаимопомощи и солидарности. Навыки, приобретенные в таких состязаниях, развивали не только физическую, но и нравственную силу. Во многом такие навыки позволяли русским людям в тяжелые для Отечества дни показывать чудеса сплоченности, подниматься на врага "всем миром".

В ХIХ веке феномен русского рукопашного боя был описан в огромном количестве исторических документов и публикаций вроде "Материалов для русской этнографии и истории народного языка" и т. д. Однако в то время ученые не ставили себе целью изучать "народный спорт" как таковой, фиксируя внимание в основном на терминологии рукопашного боя, необычных или малоизвестных словах, которыми описывались различные приемы и удары.

До конца 20-х годов минувшего века рукопашные состязания практиковались в российских деревнях почти повсеместно. Коллективизация, разрушившая бытовой уклад русского крестьянства, оборвала эту традицию во многих краях и губерниях, но все же не везде. Потом, в последние годы правления Сталина, власти спохватились и даже попытались создать в дополнение к "советскому" самбо еще и специфическую "русскую" систему боя. В хрущевскую эпоху от этой идеи отказались, а процесс "укрупнения деревень" привел к тому, что от широко распространенной традиции рукопашных состязаний в России остались лишь локальные очаги.

ТОЧКА СИНТЕЗА

И все же в отдельных регионах традиция рукопашных состязаний сохранилась вплоть до начала 80-х годов, когда в Советском Союзе начался интенсивный процесс разработки авторских систем так называемого русского стиля. В большинстве этих школ занятия проводились, вместо кимоно и самбистских курток, в традиционных русских рубашках, а названия ударов и приемов были взяты из древнеславянского языка, что само по себе создавало атмосферу чего-то "своего", "исконного".

Однако подобная стилизация имела и свои негативные стороны. Поскольку все эти системы создавались на основе творческой фантазии их авторов, проследить реальную связь между ними и аутентичной народной традицией было, по сути дела, невозможно. Отсутствие исторической подготовки в таких школах компенсировалось претензией на обладание некими "эзотерическими знаниями", "тайными методиками", восходящими то к языческим волхвам, то к секретным школам СМЕРШа. На первых порах флер таинственности и магической древности этих школ привлекал к себе многих, но затем наступало разочарование.

Настоящее, серьезное обращение к традиционной состязательной культуре датируется уже 90-ми годами, когда на сцену вышло новое поколение исследователей. Чуть позже была создана общероссийская Федерация русского рукопашного боя (ФРРБ), поставившая перед собой цель развивать именно "народное" направление. Сегодня там, где воссоздают русскую состязательную традицию, особое внимание уделяют стеношным поединкам ("стенка на стенку"), в которых главным критерием успеха становятся не столько сила и ловкость отдельно взятых людей, сколько умение "чувствовать локоть" товарища.

"Мы не ставим перед собой цель воспитать "супермена", который мог бы одолеть дюжину противников, -- говорит президент федерации Павел Шалунов. -- Мы хотим подготовить самых обычных людей к тому, чтобы они умели взаимодействовать в коллективе, привить им способности к принятию решений, дать понимание ценности ответственности, взаимовыручки, дружбы. Многие стремятся к тому, чтобы добиться победы самостоятельно. Наша цель иная -- в том, чтобы победить не одному, а вместе с коллективом, дружиной. И наряду с традиционными оздоровительными и состязательными формами занятий эту задачу выполняют и другие наши мероприятия, направленные на приобщение к культурно-историческому наследию России".

Ныне ФРРБ -- своего рода сборный пункт для самых разных людей, объединившихся вокруг идеи возрождения русских традиций. Как правило, спортсмен тренируется в спортзале, историк изучает книги и архивные документы, археолог трудится на раскопках, фольклорист собирает этнографические материалы, делает реконструкции, и при этом все они могут ничего не знать друг о друге, но каждый сам по себе занимается важной частью одного общего дела. ФРРБ же дает им возможность собраться, наконец, вместе, чтобы в одной связке развивать все эти направления. Существенно и то, что у каждого из них есть возможность поговорить со священником, утвердиться в основах православной веры. Кстати, для миссионерской работы среди ребят, попавших под влияние язычества, ФРРБ создала специальную группу -- центр имени святителя Леонтия Ростовского (одного из первых русских священномучеников, пострадавшего от язычников).

ВРЕМЕН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ

В каком-то смысле национальные спортивные состязания представляют собой сложное символическое явление, сублимирующее ностальгию по древней воинской культуре. Ведь у каждой страны есть свои "рыцарские" периоды истории, когда складываются легенды и предания, выходят на сцену национальные герои. И русская национальная состязательная традиция позволяет, хотя бы и на символическом уровне, войти в этот культурный контекст. Естественно, психологический эффект от таких состязаний и турниров огромен. У людей складывается ощущение, что "не оскудела еще сила богатырская", что национальное начало способно к самовыражению. В такой атмосфере и становится возможной своего рода прививка культурного консерватизма, передающего новую энергию из "рыцарского", былинного, легендарно-героического периода нашего прошлого. Если угодно, здесь рождается особая социальная энергия, поднимающая дух нации, дающая ей силы противостоять трудностям и бороться за свое выживание.

Таким образом, возрождение традиционных рукопашных состязаний -- это прежде всего культурный проект, направленный на приобщение к истокам русской цивилизации. Любопытно, что первым в русской истории об этом заговорил один из основателей славянофильства и выдающийся православный богослов Алексей Степанович Хомяков. Он же, кстати, был первым, кто использовал заимствованное слово "спорт" в русском языке, при этом имея в виду как раз народный спорт, народные спортивные традиции. Теперь и к нам постепенно приходит понимание того, что национальное чувство должно проявляться не только в сфере идеологии и политики, но и на уровне образа жизни, быта, отдыха, развлечений.

ОСТАТЬСЯ САМИМИ СОБОЙ

В минувшем веке спорт стал социальным и культурным фактором огромной значимости. Уровень развития физкультуры и спорта определяет не только здоровье нации, но и ее психологическое состояние. В советское время спорт был частью грандиозной политики. СССР стремился взять максимальное количество медалей на олимпиадах, установить как можно больше мировых рекордов. В ту эпоху достижения в спорте были призваны подтвердить статус Советского Союза как мировой державы. А сейчас мы должны решать другую задачу -- думать над тем, как остаться самими собой, как сохранить свою духовную и культурную идентичность. Пример Кореи, Японии и Исландии (где культивируется своя национальная борьба - глима) показал, что спорт, основанный на национальных культурных и духовных традициях, -- это крайне эффективная социальная технология, позволяющая за короткие сроки добиться реальных результатов.

Разумеется, здесь нужны нетривиальные подходы к развитию спорта, призванные заложить основы новой мобилизационной культуры. Сегодня мы должны бросить все силы не на сбор "золотого урожая" на олимпиадах и чемпионатах мира, а сделать ставку на те виды спорта, которые могут служить опорой традиционного самосознания. И в данном смысле их возрождение -- это нечто большее, чем просто культурный проект. Это попытка найти новую точку пересечения со стихией русской традиции, попытка восстановить историческую преемственность между "русскими двадцать первого века" и "русскими прошлых времен".

Александр Рудаков

+  +  +  +  +  +  +

 

+ + + + + + +

МОЛИТВА ПОДВИЖНИКА СИЛЬНЕЕ МАГИИ

Размышляя о том, как соотносятся между собой восточная боевая магия, "работа с энергиями", и русская воинская традиция, полезно вспомнить одно тибетское предание. Оно проливает подлинный свет на ключевой момент Куликовской битвы -- поединок Пересвета и Челубея.

Оба воина служили нечеловеческим силам: один Истинному Богу, другой - языческим идолам Тибета. И их поединок вопреки распространенной трактовке проходил без вещественного боевого оружия. Челубей, посвященный в высшие степени тибетской магии, действовал силой своих заклинаний, которые до сих пор не подводили его. Многие воины нашли свою смерть в битвах с этим рыцарем-магом. И великий страх нагонял он на противников, смущая их сердца. Поэтому преподобный Сергий Радонежский и послал на Куликово поле двух своих духовных чад, имевших "дух бодр и веру крепку".

Отправляясь на поединок, русские монахи-схимники возложили все упование свое на Того, в Чьих руках победа и поражение, и не были посрамлены. Так, сила молитвы, обращенной к Спасителю, одолела магическую силу, которая лишала лучших воинов Востока их могущества. Путь Пересвета начинался в среде воинов, где он закалил тело и душу, но дар побеждать таких доселе непобедимых, как Челубей, он получил в обители Святой Троицы, основанной преподобным Сергием. Эта история так потрясла тибетских волхвов, что они и поныне с трепетом повторяют ее своим адептам.

Еще об одном случае, подходящем к нашей беседе, повествуют неопубликованные фрагменты дневников святителя Николая Японского. Там содержится подлинное описание чуда обращения Савабэ-сенсея - мастера меча и жреца языческой религии синто. Он ненавидел святителя Николая и использовал любой случай, чтобы унизить православного миссионера. Однажды язычник набросился на святителя с явным намерением убить его. Тогда Николай Японский воззвал к архистратигу небесных воинств св. Михаилу Архангелу, и руки подвижника неожиданно наполнились такой силой, что он буквально завязал узлом гордого язычника. Познав на собственном опыте, что "не в силе Бог, но в правде", Савабэ-сенсей пережил духовное потрясение и сделался учеником святителя Николая Японского. Впоследствии он стал первым японцем, принявшим священный сан, и получил имя Павла -- в память об обращении в истинную веру "апостола язычников".

Так что пусть не забывают те, кто достиг даже великого совершенства в работе с чисто земными, вещественными энергиями, что действие силы Божией упраздняет их власть. Ибо путь воина, как понимали его наши предки, предполагает наличие крепости тела при совершенстве души.

Эта истина непреложна и в сегодняшние времена. Не исторгнутая из православной среды, русская состязательная культура хранит те средства и приемы, которые позволяют человеку оставаться на высоте его призвания без потери достоинства и очерствения души. Восточные же единоборства не утончают душу, а делают ее черствой. Всмотримся в лица тех, кто взирает на нас с плакатов, рекламирующих очередные соревнования по этим видам спорта! Они безжалостны, горды, самоуверенны, неумолимы, жестоки, их души обращены к пустоте и смерти. Мы же поклоняемся Начальнику Жизни, Христу, и русский воинский путь признает иной императив -- "положить душу свою за други своя".

Заповедь эта как нельзя лучше проявляется в русских рукопашных состязаниях, традиции которых формировались на протяжении столетий.

Священник Анатолий Хациев

+ + + + + + +

СТЕНОШНЫЙ БОЙ

"Кулачные бои, столь же любимые, как и борьба, проводились между двумя партиями бойцов, которые выстраивались друг против друга в несколько плотных рядов, составлявших стенку. Впереди стенки стоял атаман, который во время боя командовал стенкой, определяя направление маневров и ударов, подбадривая бойцов. Перед началом боя происходило так называемое задирание (заигрыш, похвальба), состоявшее в выкрикивании в адрес противников насмешек, которые должны были вывести их из равновесия и подбодрить, "завести" себя на битву. Затем раздавался свист -- сигнал к сражению. Стенки сходились, начинался бой, во время которого бойцы использовали приемы, аналогичные традиционной тактике древнерусской пехоты: применялся удар "клином", наступление на одном фланге, контратаки, окружение и т. д.

Согласно русской традиции, кулачные и палочные бои всегда начинали подростки четырнадцати-шестнадцати лет. Они задирали друг друга, с криком шли стенка на стенку, руководимые своим вожаком, вступали в сражения. Парни и молодые мужчины наблюдали за игрой, подбадривали, а когда бой приближался к концу и противник пускался в бегство, вступали сами на поле битвы. Свое участие одни объясняли необходимостью "защитить свою честь" после позорного поражения своей деревни, а другие -- "доказать, что наши бойцы лучше ваших". Спортивные военные состязания проходили в присутствии большого количества зрителей, которые подбадривали участников, одобряли их или, наоборот, порицали их действия. Подросток всегда получал от зрителей свою долю уважения, даже в случае проигрыша.

Следует отметить, что борьба, палочные и кулачные бои были для подростков, да и для других игроков, довольно сильным испытанием, так как моделировали ситуацию, требовавшую максимального напряжения воли человека. В то же время участие в этих играх было полезно для подростков. Мальчики вырабатывали в себе множество полезных качеств: силу, ловкость, смелость, волю, умение терпеть боль, чувство локтя, взаимной выручки, коллективизма. Присутствие зрителей, внимательно следивших за игрой, не давало возможности смошенничать, воспитывало честность, справедливость, уважение к противнику. Кроме того, эти игры были хорошим средством изменения эмоционального настроя подростков, позволяли найти правильный выход присущей подросткам агрессивности, внутренней энергии".

(Из книги И. И. Шангиной "Русские дети и их игры", СПБ, "Искусство", 2000, стр. 98--99.)

 

КУЛЬТУРА ВЫСОКОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ

"Воспитание мужественных воинов, могучих духом и пламенных сердцем, в сегодняшнем мире требует создания очагов культуры высокой интенсивности, культуры не слова только, но и дела, ибо религиозная правда и всегда, а в особенности в наше время, может иметь силу только в словах, доказанных жизнью говорящего.

Нам небезразлично тело, и мы знаем, что оно или станет помощником в шествии к Вечности, или сделается непреодолимою преградою.

И Святой Исаак Сирин говорит, что "ум не покорится кресту, если ему не покорится тело". Потому мы заботимся о крепости телесной и не пренебрегаем достижениями народной воинской культуры, но пользуемся ими, приспосабливая для собственных целей, ибо человек поставлен на рубеже двух природ и подобен дереву, чьи корни в земле, а верхушки касаются неба, да "и сама смертность плоти поглотится некогда славою воскресения" (св. Григорий Двоеслов)".

(Из обращения о. Анатолия Хациева к участникам Общероссийского семинара Федерации русского рукопашного боя, август 2002 года.)